Наш "авангард" в столице. Выставка "Сават"

 
 

Выставки

НАШ "АВАНГАРД" В СТОЛИЦЕ 

11 октября в 17.00 часов в ташкентском театре "Ильхом" открылась выставка новых, авангардных работ ферганских живописцев, мастеров прикладного искусства и художественной фотографии. Организаторы озаглавили её звучным образным названием "Сават" (корзина для лепёшек из лозы).

В концепции выставки он трактуется, как вместилище духовных ценностей, ощущений, впечатлений, творческих изысканий и новых идей, воплощённых мастерами художественного и прикладного искусства нашего края.

Жители и гости столицы смогут ближе познакомиться с представленными на выставке интересными картинами, красочными гобеленами, батиком (роспись по шёлку), фотоработами, фото-artом и инсталляцией.

Большинство работ - это новые произведения изобразительного и декоративного направления. Художник Алишер Хамидов представил на суд зрителя семь своих работ последних лет, среди которых "Шумный полдень", "Воспоминания детства", "Композиция в красном"...

Одинаково интересны и новы для восприятия работы в художественном жанре и в прикладном виде другой участницы - Ирины Батовой. Лучшие из них серии "Мак Кастанеды", "Золотая рыбка", "Восточная рапсодия" и другие гобелены. А из живописных произведений - диптих "Йорданские богини".

Художником Эркином Кувандиковым представлена серия работ выражающих его впечатления, ощущения, образы природы родного края в живописной серии "Осенний сад".

Экспозицию прикладников открывают произведения Любови Семизоровой - гобелены "Композиция с голубым", "Метаморфозы" и "Колористический динамизм". Интересны работы, выполненные в технике "горячего батика".

Как всегда своеобразны, современны и интересны работы в жанре батика и гобелена Владимира Пучковского и Светланы Шиховой: "Весенний месяц Рамазан", "Черминор", "Исрык"...

Раздел художественных фотографий представлен работами дебютанта Влада Платонова. В них целостность и самодостаточность художественных образов воплощена в серии работ "Лица Соха" - "Горы", "Жители гор", "Горные жилища". Эту экспозицию органически продолжает фото-art Алишера Хамидова на важную тему состояния экологии окружающей среды. Мастер создал своеобразный коллаж на эту животрепещущую современную тему.

Им же создана и обобщающая идею выставки "Сават" инстоляция с тенями её участников, объединяющая их в общий образ.

Авторы выставки вполне обоснованно надеются, что она станет ещё одной страничкой в истории авангардной живописи Узбекистана.

Юрий ГЕНТШКЕ.

 

ВЫСТАВКА "САВАТ"

Группа ферганских художников представят  на выставке под названием «Сават» свои работы, выполненные в различных жанрах и направлениях.

Сават, круг, солнце  - символы, вмещающие всю вселенную. Все сколько нибудь важное  всегда словно заключается в круг: оно повторяется снова и снова в точности до миллиметра. Сават рассматривается как  вместилище духовных ценностей, ощущений, впечатлений  и творческих изысканий.

Желание ощущать себя соучастником действия, эксперимента, цель которого  нетрадиционное воссоздание реальности, а попытка проникнуть  в ее суть, проанализировать ее и понять.

Господствует  внутренний порядок и  разумная цель, и под сюжетами обитают вполне доступные трагедии и вполне доступные надежды.

Символы создаются  сами по себе. Прежде всего, приходит форма.

Каждое фотоувеличение  открывает новые  детали недоступные вооруженному глазу  и в корне меняющие представление о реальности.

Мы верим  и продолжаем верить, что Фергана  может хотя бы на час, или на

один  ослепительный полдень, если не воздать хвалу со злостью бесполезной одаренности, стать гипнотической землей, где впечатления превращаются в судьбу.

«Фергане, судя по всему нельзя поклоняться, ее вроде бы нельзя  воплотить в завораживающей  молитвенной манере, но надо, чтобы кто-то пришел и сделал так, передал гипнотически свойственное здешнему  воздуху  бесформие, то пуще  в хаотичных маршрутах никем не воспетой глуши» (Ш.Абдуллаев)

Работы художников Алишера Хамидова, вопреки всем обстоятельствам создавались «питаясь» обостренным субъективизмом одиночества  и непримиримостью. Однако, именно гармония форм, своеобразие пластики, богатство колорита возникает как результат этой внутренней борьбы, преодоления  противоречий. При этом высвобождается поразительная духовная энергия, обретается абсолютная свобода самовыражения художника.

У  Ирины Батовой иное представление об окружающем мире. Ее картины, смешанного жанрового начала фантастического  характера, усиливаются затем  лирическими и лирико-романтическими  интонациями и оттенками.

 И в гобеленах хорошо прочитывается  ее живописная   манера.

Мастер гобелена - Любовь Семизорова имеет свой неповторимый почерк тончайшей цветовой разработки, усиливающей происхождение гобелена, как  драгоценного вида шелкоткачества.

В  остро современных произведениях  Владимира Пучковского и Светланы Шиховой  есть радостный  и звонкий дар творцов, вмещающих все многообразие форм и мотивов.  Все их работы, выполненные в творческом союзе  - это незабываемая феерия  красочного максимума,  преодоление монотонности прямоугольного модуля, доходящего до ритмической вихревой интенсивности.

Кувандиков Эркин, представит серию живописных работ своих переживаний от ощущений образов природы края.

Поэтические фотосюжеты, образуют  целостность и самодостаточность художественного образа.  Автор художественных фотографий - Влад Платонов, дебютирующий на этой выставке.

Лейтмотив выставки - инсталляция из саватов, с  теневыми портретами  участников.

Так же будет представлен  фото-арт, из серии экологических размышлений.

Авторы композиций  Ирина Батова и  Алишер Хамидов.

Всех участников  выставки  объединяет художественный поиск путей, взаимодействие традиций и авангарда, символизирующие  свет и тоску обетованной земли. 

   г. Фергана.   27 августа 2008 г.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕРНИСАЖ,

посвящённый 17-летию независимости Узбекистана развёрнут в эти дни в залах областного краеведческого музея.

Он состоит из двух разделов - современного и ретроспективного.

В первом представлены работы художников авангардного направления. Например, выполненная в абстрактном стиле, содержащая философское, символическое значение картина "Угол" Алишера Хамидова, работы "Это долины", "Перелёт птиц" Христофера Кана, "Йордан" Валерия Хайдукова, портретный сериал "Йорданские мадонны" Ирины Батовой. Несомненно, порадуют посетителей выставки и работы художников старшей плеяды. Это, серия пейзажей, отображающих красоту родного края, звонких, сочных натюрмортов Синовера Шерфединова. И нежные акварели "Сирень", "Натюрморт с фруктами" Иномжона Усмонходжаева. И работы Геннадия Богданова, известного монументалиста, который в последнее время перешёл на миниатюрную живопись. Она уникальна подачей цветовой гаммы, сверкающей и переливающейся, словно грани драгоценного камня; характерными сюжетами, акценты которых придают миниатюрам жизнерадостность.

Живопись современного раздела удачно дополняют произведения прикладного искусства: роспись по шёлку Светланы Шиховой, Владимира Пучковского, выполненные в оригинальной манере.

Как всегда, у зрители вызывают особый интерес ковровые композиции Клары Крыловой, гобеленов  K.,Любови Семизоровой.

Экспозиция ретроспективного раздела составлена из художественных полотен, хранящихся в фондах музея.

Среди них картины "Вечер в чайхане", "Осенний букет" - мажорного, колоритного жанра - известного ферганского художника Владимира Касина, ныне проживающего в Иванове Российской Федерации.

Ностальгическую нотку в палитру выставки вносит пейзаж "Осень" Геннадия Беззубова. Сюрпризом для посетителей стала картина "Отдых" Григория Капцана, нашего земляка, ныне широко известного за рубежом художника-авангардиста. Недавно в Париже состоялась выставка его работ совместно с авторскими произведениями Марка Шагала.

Украшает экспозицию роскошный осенний букет из ...овощей и фруктов, искусно выполненный Любовью Сускиной.

Вернисаж продлится до середины октября. Приглашаем знатоков и любителей художественного жанра, всех желающих посетить выставку.

Любовь ПАВЛОВА.