Фонды музея

 
 

  ФОНДЫ

Коллекции фонда археологии

Величина и качество археологических фондов любого музея напрямую зависит от степени изученности того региона, историю которого он представляет и от того, какое уча­стие принимает музей в раскопках древних памятников.

Археологическая коллекция Ферганского областного музея складывалась на протя­жении всего периода его существования. К моменту открытия экспозиции в 1899 году древняя история Ферганы практически была белым пятном для археологов. Активное изу­чение региона началось только в тридцатые годы XX века. В связи с этим поступление  

экспонатов в коллекцию археологии значительно возросло. До этого все предметы архео­логии, которые поступали в музей, были случайными находками передаваемые любителя­ми - краеведами. И, не смотря на то, что в 1928 году посетителям показывались высокоху­дожественные медные предметы, и керамические детали отделки мавзолеев XII века из Узгена в фондах музея насчитывалось всего 108 предметов археологии. 

В 1939-40х. годах осуществлялся археологический надзор на грандиозной стройке Большого, Южно­го и Северного Ферганских каналов. Штаб этой «экспедиции» находился в здании Ферган­ского музея. Благодаря этому несколько десятков археологических предметов найденных при строительстве были переданы в коллекции музея. Среди них уникальными являются керамические сосуды первых веков до нашей эры из Талмазарского могильника. В 1950 -52 годах в музей поступают материалы из Боркорбазского могильника, небольшого шурфа на городище Кува и раскопок поселения Мугпошо. Все это было передано сотрудниками Памиро-Ферганской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Коллекция му­зея улучшилась качественно, но количество археологических предметов оставалось не­значительным.

Перелом наступил с того момента, когда в 1953 году сотрудники музея начали са­мостоятельные раскопки. Археологи Н. Г. Горбунова и Б. 3. Гамбург ежегодно проводили обследования и раскопки памятников VI - II века до н. э. Только за четыре года с 1953 по 1956 археологическая коллекция музея пополнилась на 2,5 тысячи предметов хранения. Предметы из раскопок Актамского, Суфанского, Кунгайского и других могильников позво­лили выделить археологическую культуру Ферганы эпохи раннего железа. Уникальные данные были получены во время раскопок могильников поздней бронзы. С этого времени и по сегодняшний день Ферганский областной краеведческий музей активно участвует во всех археологических изысканиях, которые проводятся на территории области и долины в целом. С 1962 по 1986 годов Ферганский областной краеведческий музей проводил ряд совместных экспедиции с Государственным Эрмитажем (Россия). В настоящее время му­зей имеет тесное сотрудничество с Институтом Археологии АН Р. Уз, но основные поступ­ления в фонды идут за счет самостоятельных раскопок сотрудников музея на различных памятниках. Среди этих исследований на особом месте стоят регулярные работы на круп­нейшем в области городище Кува.

На сегодняшний день в коллекции фонда археологии Ферганского музея насчитыва­ется более 11 тысяч единиц хранения. Их хронология достаточно полно отражает все пе­риоды истории Ферганы от эпохи камня до развитого средневековья. Среди экспонатов довольно много высокохудожественных и ценных для исторической науки предметов, ко­торые не только позволили создать достаточно полную экспозицию по древней истории Ферганы, но являются ценным источником для работы ученых.

Коллекция нумизматики.

Уже в 1899 году, сразу после открытия музея был создан отдел нумизматики, и его основу составили медные монеты Кокандского ханства, предоставленные местным насе­лением. В том время в коллекции насчитывалось более 200 монет.

В 1928 году благодаря сотрудничеству установленному со Среднеазиатским музеем в Ташкенте в коллекцию нумизматики музея поступают полная коллекция серебряных и медных монет периода династии Романовых и серебряные монеты эпохи Ивана IV- в об­щем количестве 87 единиц. В этом же году фонд нумизматики выделяется в качестве от­дельной коллекции.

Впоследствии, монеты найденные во время строительства в 1939 году Большого Ферганского канала пополняют коллекцию нумизматики музея, а монеты типа «Тургеш» обнаруженные в древних могилах в результате археологических раскопок проведенных сотрудниками музея Н. Г. Горбуновой и Б. 3. Гамбургом в 1951-1958гг. ещё больше обога­тили коллекцию.

В настоящее время в коллекции нумизматики музея хранятся монеты Селевкидов и Кушанской эпохи, что относятся ко II-I вв. до н. э. и началу нашей эры; монеты Тюркских  

каганов VII-VIII вв.; дирхемы Бухорохудотов; монеты введенные в обращение при Аббасид-ском халифате; золотые, серебряные, бронзовые и медные монеты отчеканенные в эпоху Саманидов, Караханидов, Темуридов, Бухарского эмирата и Кокандского ханства. Также в фонде имеется богатая коллекция монет бывших в обращении в разных странах с XVIII-века по сегодняшний день. Общее количество образцов более 8 тысяч.

Материалы данной коллекции, собранной в музее, послужат вещественным источ­ником для определения хронологии истории нашей страны, освещении исторических эко-номическо-политических процессов и для передачи исторических знаний молодому поко­лению.

Коллекция живописи и скульптуры.

Коллекция изобразительного искусства и скульптуры по праву считается жемчужи­ной музея. Среди них работы известных ферганских художников XIX века а также образцы творчества современных художников, приобретающих известность среди народа. Начиная с 70 годов прошлого века в данной коллекции были представлены также гобелены. На се­годняшний день в этой коллекции хранится более 2000 образцов изобразительного искус­ства, скульптуры и гобеленов.

Большую роль сыграли в создании коллекции работы, подаренные художниками Л. Бурэ, П.М.Никифоровым, М. Н. Янциным, А.Н.Волковым, Н. Кашинной и Е.С.Чернявской. В течении многих лет коллекция пополняется новыми работами. С переименованием музея в 1938 году в «областной краеведческий музей», в нем формируется фонд «искусство», в котором хранятся образцы изобразительного искусства и скульптуры. С этого времени в музей начинает поступать больше работ известных художников. Только в 1943 году П.М.Никифоров подарил музею более 100 своих акварельных и масляных работ. С 1905 года он учится Санкт-Петербурге рисованию и в 1912 году заканчивает свое обучение. Среди зрителей неизгладимое впечатление оставляют такие его картины, как «Чайхана в Ак -Тепе», «Вид узбекского дома», «Чайхана в Ярмазаре», «Базар в долине», и «Мечеть Дахма».

А такие работы, как «Шохи Зинда», (1913) и «Мечеть в Самарканде», (1915) худож­ника Л. Бурэ, выполненные с большим мастерством, отражают великолепие природы на­шей Родины.

Еще один из известных художников Народный художник Узбекистана А.Н.Волков родился в 1886 году в городе Фергане . Обучался в учебных заведениях Петербурга и Кие­ва. Во время учебы он близко познакомился с творчеством знаменитого художника М.Врубеля и наверное поэтому многие его работы по стилю схожи с работами его учителя. А Н.Волков создавал свои работы путем наложения толстого слоя красок. Его работы вы­ставлены во многих музеях, и даже в Третьяковской галерее. В нашей коллекции хранится около десяти его работ, таких как, «В саду», «Осень», «Кукурузное поле» и т.д.

Кроме того, в коллекции хранятся работы таких известных художников, как У. Аху-нов, Т. Тансыкбаев, Л.Панченко, С. Алибеков, В. Касин, В.Волков, Н.Кашина, Е.Чернявская, М. Джурабаев, Л. Снегерев, А. Хамидов, Э.Воробьев и других.

Особое место в данной коллекции занимает скульптура. Эта коллекция включает себя более 100 работ, состоящих из скульптур коллекции доктора К. Биркина, а так же со­временных работ. Среди них особое место занимают работы таких замечательных худож­ников как А. Капцан, П.Иванов, В.Волков, Э.Алиев, В. Шебатков , и О.Рахимов. Как было упомянуто выше, искусства гобелена относительно поздно было представлено в коллек­ции. Но не смотря на это у него много своих поклонников. В Фергане к данному виду искус­ства интерес появляется в 1960 - 70 гг и гармонично переплетается с региональным раз­витием узбекского художественного искусства вышивания. Самыми первыми в Фергане специалистами по изготовление гобелена были художники М. Чурлу, Л.Семизорова , и Г.Михайличенко, которые считаются основателями «Ферганской школы гобелена». В фон­де изобразительного искусства хранится около 50 работ этих художников.

Коллекции рукописей и документов.

Данная коллекция была основана с первых же дней создания музея. Начинающаяся всего с двух документов о земле, коллекция на сегодняшний день насчитывает более 11000 экспонатов. С 1972 года упоминается в качестве самостоятельной коллекции.

Коллекция рукописей и документов состоит из манускриптов и литографий, грамот Кокандских ханов, судебных бумаг по вопросам земли и воды, изданные во время царской России книг, статистических отчетов, справочников и сборников, содержащих информацию о Ферганской области конца XIX начала XX вв., научной литературы по истории, природе и полезным ископаемым долины, а также сувениров и различных документов, связанных с социально-экономической и культурной историей Ферганской области.

Среди уникальных образцов коллекции рукописей и документов можно привести зе­мельную дарственную грамоту, написанную в Хувеке, грамоты, выданные Кокандскими ханами Мадалиханом, Шералиханом и Худоярханом, Коран Худаярхана, книги по шариату «Ал-Хидоя» и «Мухтасар ул-викоя», или же рукописи, относящиеся к творчеству Хафиза Ширази, Абдурахмана Джами, Алишера Навои, Фузули.Бедила и других местных поэтов. Также важное значение имеют статистические обзоры Ферганы конца XIX начала XX вв.

В частности, принесенный из дворцовой библиотеки Худаярхана, переписанный не­известным каллиграфом на местную бумагу Коран, считается самым ценным экспонатом данной коллекции и состоит из 507 страниц. Данная рукопись мастерски переписана ку-фийской вязью. Переплет изготовлен из кожи и имеет желтоватый оттенок. На 75 местах страниц Корана имеется печать Худаярхана с надписью «вакф фисабилуллох». Также имеется 36 маленьких печатей с надписью «вакф фисабилуллох 1287», т.е. с указанием даты печати. На 36 местах между аятами имеются золотые изображения месяца луны и солнца. На 1763 местах имеются мелкие знаки и на 816 местах изображения маленьких звездочек, разукрашенных и разные цвета.

Кроме того качестве уникального источника хранятся изданные в царской России произведения по истории и природе Ферганской долины таких исследователей, как В. П. Наливкин, В. И. Кушелевский, А. П. Федченко и М. А. Миддендорф.

Следует подчеркнуть, что Ферганский областной краеведческий музей поддержива­ет сотрудничество на международном уровне. В частности, выпускает совместно с универ­ситетом Киото (Япония) и непосредственно при их финансовой поддержке каталог под на­званием «Казийские документы Ферганы конца XIX и начало XX веков» на основе судеб­ных документов хранящихся в коллекции музея. А с французскими специалистами прово­диться работа над каталогом «Рукописи Ферганского музея».

Коллекция рукописей и документов Ферганского областного краеведческого музея имеет большое значение в изучении истории не только области, но и всей долины целом.

Коллекция Керамики.

Известно, что керамика является основным источником изучения истории нашей древней материальной культуры. Хотя в коллекции археологии также значительную часть занимают предметы керамики, ценимые в качестве образца народного прикладного искус­ства и произведенные в течении последних 300 лет, изделия из керамики и фарфора вы­делены в отдельную коллекцию. Хотя в эту коллекцию экспонаты стали поступать с первых же дней создания музея, только с 1938 она стала функционировать в качестве самостоя­тельной коллекции. На сегодняшний день в ней хранится более 4 тысяч образцов керами­ки и фарфора. Среди них относящиеся к XVIII-XX вв. уникальные образцы школ керамики Риштана и Гурумсарая, фарфоровые изделия из Китая, посуда произведенная на фабри­ках Ф. Гаднера, М. Кузнецова и впоследствии «Дмитриевский» в России. Кроме того, зна­чительную часть составляют современная керамика и продукция Кувасайскогоо фарфоро­вого завода. Особенно, фарфоровая ваза, подаренная музею Президентом Республики И. А. Ка­римовым в связи с 1 годовщиной независимости Республики Узбекистан, хранится как уни­кальной образец данной коллекции.

В качестве редких экспонатов коллекции необходимо упомянуть керамические изде­лия, произведенные в Риштанской школе керамики. Следует заметить, что Риштан из­древле формировался в качестве одного из керамических центров Узбекистана. С помо­щью керамические изделий в коллекции можно наблюдать историю развития Риштанской школы керамики. На их примере можно явственно увидеть процесс изменения протекавше­го годами в производстве керамических изделий. Риштанские мастера нашли самый слож­ный способ изготовления глазурованной керамики. Цвета придаваемые натуральными красителями сохранялись в течении долгого времени и изделия за это качество высоко ценились. В данной коллекции имеют место созданные неизвестными мастерами в XVIII-XIX вв. такие предметы как «чарх товок», «хурмача», «урдакУгуя» «буйин обдаста», «бодия катиккуза», «куканак», «чапия», «кушкулок куза», «каймок коса», «накшин коса», «таркаш», «чукур товок», «миёна товок» и другие керамические изделия таких современных масте­ров, как И. Комилов, X. Сатторов, А. Йулдошев, Ш. Юсупов, А. Исаков, Р. Усманов, М. Саи-дов, А. Назиров и М. Азизов также по праву считаются уникальными образцами данной коллекции. Разнообразие образцов, совершенство композиции, точность и многогранность изображений миндаля, кумгана и мадохиля, яркий стиль природных пейзажей на керами­ческих предметах, мастерски изготовленных на основе местных традиций, значительно повышают художественную экспрессию образцов. Вдохновленный Риштанской школой ке­рамики художник - керамист Л. А. Галкин, занимавшийся творчеством в городе Фергана, создает своё направление в керамике. Его керамические изделия в форме различных жи­вотных (рыбы, бабочки, черепахи, раковины и др.) заслуживают особого внимания.

В результате развития торговых отношений мужду Китаем и Кокандским ханствам на рынках Ферганы появляется Китайский фарфор. В коллекции керамики музея хранятся це­лые комплекты китайский изделий из фарфора. Среди них относящиеся к XIX веку фарфо­ровая чаша, пиала, ляганы, декоративные вазы и др.

Коллекция изделий из металла.

С первых же дней создания музея и коллекцию изделий из металла начинают по­ступать экспонаты Стартовавшая в начале с всего лишь 10 предметами данная коллекция с 1938 года выделяется в качестве самостоятельного фонда. На сегодняшний день в данной коллекции имеется около 3000 изделий из металла.

Среди них : офтоба - изделие Кокандского мастера Фозил Мулло Отаулла угли; су­дак - изделие неизвестного иранского мастера для пользования врачом; офтоба с узором «шабака» - изделие неизвестного мастера; кашкул с уникальными узором - мастер неиз­вестен; джом - сосуд с круглой крышкой для хранения сладостей; шамдон - изделие неиз­вестного мастера из Коканда; шохкоса - автор неизвестен; самовар, украшенный узором «ислимий» - изделие неизвестного мастера из Коканда, притягивают взоры зрителей.

Эта коллекция состоит из металлических (в основном бронзовых и медных) изделий начиная с эпохи Темуридов до наших дней. Большинство из них изготовлено в традиционном стиле представителями местной школы чеканки по меди (Коканд, Маргилан, Ташкент) в XIX-XX вв. Или же изготовленные мастерами Бухары, Хивы, Ирана предметы, и особенно произведенные в российских фабриках во второй половине XIX- века в начале XX века медная посуда и самовары с различными формами составляют значительную часть коллекции.

Большинство предметов быта, изготовленные ферганскими мастерами из меди со­хранились до наших дней, и поражают своим стилем изготовления, формами и красотой узора. Эти предметы отличаются совершенной гармонией и орнаментальным узором, и его некоторые виды встречаются в изделиях других народов Центральной Азии. В отличии от керамических изделий, не распространенная широко медная посуда имела свои особенности  

и в долине центром её изготовления считался Коканд. Если некоторые предметы изго­товлялись гладкими, то некоторые украшались узорами. Предметы изготовлялись в основ­ном из желтой и красной меди. Предметы изготовленные ферганскими мастерами имеют различные силуэты и формы.

Сосуды для воды и чая в разных видах имеют плоскую или грушевидную форму. Кроме того, многие предметы, имеющие одинаковую форму, отличаются друг от друга гор­лышком, ручкой, носиком, формой донышка. Комплекты для омовения (дастшуй и офтоба) выделяются своей оригинальностью , и изменение их форм в процессе адаптации к регио­ну можно наблюдать в работах мастеров Коканда и Маргилана. К примеру можно упомя­нуть, что хранимые в депозитариях музей сосуды для омовения - офтоба, имеют харак­терную для Ферганы форму с грушевидной или с вогнутыми боками, а сосуды круглой, шаровидной формы характерны для Бухары и Хивы.

Сосуды для чая изготовленные Маргеланским мастерам М. Мадалиевым заслужи­вают внимания своими формами и орнаментикой. Династия Мадалиевых уже более 200 лет занимается чеканкой по меди. В коллекции изделий из метала хранится несколько предметов изготовленных представителем данной династии Масъудом Махмуджон угли. Его уникальные медные сосуды уже с 1970 года стали пополнять коллекцию изделий из металла музея. Узор сделанный мастером Масъудом выделяется своим богатством и раз­нообразием. Он широко использовал такими узорами, как ислимий баргак куш барг. Мас­терски выполненные узоры поражают воображение человека.

Эти уникальные и интересные предметы в коллекции изделий из металла открыва­ют совершенство традиционной формы и силуэта.

Коллекция изделий из дерева.

Данная коллекция тоже стала пополняться с первых же дней создания музея. На се­годняшний день в коллекции хранятся более 1500 экспонатов. С 1970 года функционирует в качестве отдельный коллекции.

Узбекские мастера в течении многих веков сохраняют традиции древнего искусства резьбы по дереву созданного нашими предками. Искусство резьбы по дереву с давних вре­мен развивалось в Ферганской долине и широко используется в архитектуре и предметах домашнего обихода. Также существуют местные черты свойственные этому искусству. Только в Фергане можно наблюдать два направления. Если Маргиланские мастера ис­пользуют плоскую резьбу на глубокой основе, то Кокандские мастера практикуют короткую рельефную резьбу для неравномерного покрытия стульев и сундучков.

Среди предметов коллекции изделий из дерева имеются изделия изготовленные мастерами XIX и начала ХХвв.. Например, несколько предметов Кокандских мастеров ук­рашенных узором ислими, один из самых первых экспонатов коллекции - деревянные го-лоши «хаккалковуш» подаренные управляющим Шахриханскои волости, деревянные предметы из коллекции доктора А. Г. Смирнова, плотничьи инструменты, детские игрушки, люльки, национальные музыкальные инструменты и множество ремесленнических станков составляют основу данной коллекции.

При описании коллекции изделий из дерева, невозможно не упомянуть столы и сту­лья, изготовленные знаменитыми Кокандским мастером Кадырджаном Хайдаровым и его учениками, украшенная резьбой деревянная дверь, привезенная из мечети Дукчи Эшан, героя восстания против Российской империи в 1898 году, комплект мебели (изготовлена из дуба в конце XIX века) из персонального рабочего кабинета военного губернатора Ферган­ской области и другие предметы. Эти изделия всегда притягивали внимание посетителей.

Коллекция одежды и ткани

 

Первые экспонаты из коллекции текстиля стали выставляться с 1896 года. В это время коллекция состояло из 20 единиц одежды. С 1922 года функционирует в качестве самостоятельно коллекции.

На сегодняшний день в коллекции текстиля хранится около 2000 единиц экспонатов состоящих из тканей и уникальной одежды, имеющей историческую ценность в жизни на­родов Центральной Азии, и в частности Ферганы. Следует подчеркнуть, что основу коллек­ции текстиля составляет национально-традиционная одежда XIX века . Кроме того, кол­лекция состоит из образцов вышивки, производства ситца и шелка относящихся к XIX веку, изготовленная в последствии на фабрике одежда, шелковые ткани производство фабрики «Ёдгорлик», одежда и аксессуары принадлежавшие государственным деятелям, знамени­тым артистам и другим историческим личностям.

В коллекции текстиля особое значение имеет традиционная женская одежда: па­ранджа, головные уборы - платок и тюбетейка, платья халаты, камзолы и обувь, которые изготовленные лучшими мастерами своего времени из бархата и шелка. Также очень мно­го образцов изготовленных из адраса, алачы, бекасама, банораса, атласа и парчи. Па­ранджи, стилем традиционного изготовления и швами в стиле «ироки» представляют свою принадлежность к Ферганской школе. Головные уборы - платок и тюбетейка, являющиеся составной частью женского туалета, изготовлены в традиционным стиле.

В музее хранится более 100 образцов Ферганской тюбетейки. Эти разнообразные по форме и узорам тюбетейки относятся к XIX веку и нынешнему периоду. Целая коллекция таких платков, как распространенная в Фергане платки из бекасама; платок калгай, изга-товленный на Российских фабриках; шелковый с вышитыми цветами Французский «Фа-ранг» платок; чоргул - платок с букетами по углам и узором по середине; платки хил-хилам, харир; узорчатый платок кашмирий шол являются уникальными экспонатами фонда изделий из текстиля.

В коллекции текстиля так же большую часть занимает белье, одежда головные убо­ры, а так же поясам и обувь мужчин. В частности, следует упомянуть о мужском халате, свойственном для Ферганы. Эти халаты относятся XIX веку и изготовлены из бархата, ад-раса, бекасама, парчи и вельвета. Пояс имел особое значение в одежде мужчин. Изготов­ленные из местных ткани кушаки, квадратное платки, пояса, узорчатые платки чорси обо­гатили коллекцию музея.

Известно, что обувь-очень важная деталь туалета. В коллекции музея хранятся раз­нообразные образцы обуви, изготовленные мастерами косибами (сапожники) - махси, ка-вуш чорик и сапоги.

В коллекции текстиля имеется более 50 видов тканей, таких как атлас, адрас, алоча, банорас, бекасам, шелк, гулбосма и др.

В депозитарии музея собранно более 200 образцов вышивки XIX - XX вв. Среди них сюзане , руижо жойнамоз, палак, зардевор, болинпуш и др. Эти образцы вышивки являют­ся специфичными для школ Ферганы, Ургута, Нуроты и отражают древнее мировоззрение местных народов. В сюзане использованы такие виды узоров, как «чор чирок», «корди ош», «бодом», «каламфур», «мусича», «тожихуруз», «урдак муийи», «мургак», «анор», «кучкорак», «тиру камон», «офтоб нусха», «лола» и др.

Коллекция ювелирных изделий.

В коллекции ювелирных изделий музей имеется более 500 ибразцов ювелирного ис­кусства. Эти предметы в основном, относятся к XIX веку и началу XX века, а первые юве­лирные изделия были подарены в этнографический отдел музея краеведом-любителем К.А.Рудановским в год основания музея. Врученные им два серебряных кольца местного ювелира послужили основной для создания этого отдела. Ювелирный фонд с 1970 года функционирует в качестве самостоятельной коллекции.  

Естественно, что в коллекции ювелирных изделий женские украшения занимают особое место. Среди них украшения для головы, лба и шеи, браслеты, кольца и амулеты.

Они, в основном, выполнены из серебра и украшены такими полудрагоценными камнями, как бирюза, опал или жемчуг. Большая часть предметов изготовлена лучшими мастерами-ювелирами Ташкента , Коканда и Маргилана.

Украшения считались составной частью женского туалета. При их изготовлении применялись различная техника: плавка и литье (табанак) золота, серебра, меди, олова, бронзы, постукивание молотком - хойис (хоискори), формовка (колипаки, шабака), выпол­нение тонких работ - майда, зигирак.

Ювелирные изделия украшались различными мелкими ажурными узорами (кандако-ри) или геометрическими фигурами. Посредством равномерного покрытия узоров и вокруг них жидкими серебром или эмалью мийно изделиями придавался особый блеск. В кольца, серьги, тиллакош (украшение для лба), зебигардон (нагрудное украшение) и в другие предметы вставлялись бирюза, коралл, опал, жемчуг, изумруд и т.п. Часто вместо камней применялись осколки зеркала, цветного стекла, мелкий бисер.

Сегодня, на основе традиционных украшений, приняты в XIX веке, работает ювелир из Маргилана Абдухамид Абдужаббаров. В коллекции ювелирных изделий музея собрано более 30 образцов работы этого мастера.

Фонд фотографии и негативов

Одна из самых больших коллекций музея - это фонд фотографии и негативов, она насчитывает более 21 тысяч единиц хранения. Сюда же входят и почтовые открытки - это коллекция дореволюционных почтовых открыток с видами населённых мест Туркестана и занятиями его жителей. Фонд фотографий и негативов делится на разделы:

  • Фотографии и негативы дореволюционного периода.
  • Фотографии и негативы советского периода.
  • Фотографии и негативы по этнографии.
  • Фотографии и негативы по истории города Ферганы.
  • Фотографии и негативы по археологии.
  • Фотографии и негативы периода II Мировой войны.
  • Фотографии и негативы по сельскому хозяйству и
  • Промышленности области.
  • Фотографии и негативы периода независимости.

Из негативов самыми ценными является подлинные стеклянные негативы фото­графа Паршина 1903 года - это виды города Ферганы и его окрестностей. Подлинные негативы ферганского фотографа и художника Л. Г. Панченко 1930 -50 годов, запечат­ленные архитектурные памятники долины, многих из которых уже нет. С гордостью мож­но говорить, что коллекция фотографии и негативом нашего музея является уникальном собранием во всех структурах социального образа населении Ферганской долины со времен изобретения фотографии.

А также фотографии и негативы фотографов - любителей ферганских художников В. Мордкович, В. Ларионова, Н. Хрикуниной.

Коллекция Оружия

С первых же дней создания областного краеведческого музея Ферганы оружие за­нимает свое место среди коллекций музея. Не только в 1970 году выдается официальное разрешение на создание коллекции оружие. После этого в музее создаётся специальный фонд оружия. Коллекция оружия музея замечательна разнообразием. Данная коллекция состоит из нижеследующих образцов, изготовленных во второй половине XIX века и в XX  

веке: холодное оружие - мечи, кинжалы, секиры, топоры, палицы; огнестрельное оружие -фитильные ружья, револьверы, пистолеты, охотничьи ружья, боевые ружья, автоматы; взрывчатого оружия-мины, гранаты, минометы, патроны и патронташи пулемета, всего бо­лее 150 единиц хранения.

Одним из самых уникальных и заслуживающих внимание экспонатов коллекции яв­ляется пистолет системы Вальтер с одним магазином и номером 823607, калибра 7,65 по­даренный государственному деятелю Усману Юсупову в 1941-1945 годах командующим Противовоздушной обороны, генералом И.Петровым на его имеется надпись «Отцу и другу тов. Усман Юсупову в память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. И. Петров» и металлическая пластинка на самом пистолете есть надпись «WALTHER» waffenfabrik Walther Zella-Mehlis (Thur) Walther's Patent Cal. 7.65 m/m Mod PPK (RZ)/

Кроме того, среди образцов холодного оружия следует отметить боевую кавалерий­скую шашку, выданную в 1921 году правительством в качество награды за боевые заслуги командующему полевым штабом Бухарской армии Спиридонову Илье Ивановичу (1894-1975). Данная шашка изготовлена из прочной белой стали в дугообразной форме с одно­сторонней заточкой. В верхней части стали имеются две горизонтальные вдавленные ли­нии. Рукоять и металлическая часть ножен изготовлены из серебра и украшены чеканкой. С одной стороне рукояти изображен Николай II, ас другой герб Российской империи.

Также, в коллекции оружия музея занимают особое место образы эпохи правления Темуридов: боевая кольчуга воина из стальной проволки, железный шлем, лук для стрель­бы на дальнее расстояние и стрелы к нему, секира воина и его палица, которые выставле­ны в экспозиционных залах.

Фонд природы

В фонде природы насчитывается более 2500 экспонатов. Эти экспонаты были соб­раны на протяжении всей деятельности музея. Одними из первых и уникальных экспона­тов музея считается, подаренная женой известного путешественника А. П. Федченко -Ольгой Александровной Федченко гербарий. Гербарии эти собраны А. П. Федченко во время его путешествия в Туркестан. Сюда входят редкие растения, произрастающие в долине, многих из которых в настоящее время уже не встретишь.

А также значительные вклады для пополнения фонда сделали Императорское рус­ское географическое общество, Императорское Московское общество испытателей приро­ды, Русское археологическое общество, Одесское общество истории и древностей.

К уникальным экспонатам фонда природы, можно отнести окаменевшие остатки жи­вотных и растений, с помощью которых можно проследить процесс развития жизни на земле на протяжении 10 млн. лет.

Образцы редких животных, растений, геологических камней, полудрагоценных кам­ней имеющиеся в фонде, помогают узнать, насколько богаты животный мир и фауна на­шей Ферганской долины. Многие виды этих животных и растений уже не возможно встре­тить в природе, и фонд является единственным источником для изучения природного мира долины.

Фонд отдела природы состоит из следующих видов: Животные, Птицы, Рыбы, На­секомые, Гербарии растений, Минеральные камни.